Сейчас 67 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

s23-1
После Февральской революции 1917 года правоохранительные органы страны претерпели кардинальные изменения. В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года провозглашалась "полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным… Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления". Но Временное правительство не успело до конца сформировать новую службу. Уже к концу года, с ростом нового революционного движения и распространением Советской власти, милиция была фактически ликвидирована.
История советской милиции начинается с постановления Наркомата внутренних дел от 10 ноября 1917 г. "О рабочей милиции".Отряды вооруженных рабочих, создаваемые по инициативе Советов рабочих и солдатских депутатов, предназначались для борьбы с контрреволюцией и охраны порядка. В структуру рабочей милиции вошли также специальные подразделения пролетарской заводской милиции, призванной бороться с повальными кражами на промышленном производстве.

Рабочие-милиционеры принимались на службу из расчета 1 милиционер на 10 рабочих предприятия, на дежурство заступали поочередно в рабочее время, с сохранением заработка по основному месту работы.

Для обеспечения сохранности частной собственности в Астрахани в апреле 1918 г. были учреждены квартальные комитеты самоохраны. Комиссаром внутренних дел Астраханской губернии А.Х. Хумарьяном предписывалось, чтобы милиция оказывала всяческое содействие этим органам народной охраны. Квартальные комитеты имели право нанимать ночных сторожей, но, во избежание проникновения на эти должности сомнительных элементов, предписывалось нанимать караульщиков исключительно из лиц, состоящих в Союзе сторожей и домашней прислуги. Упорядочению работы комитетов самоохраны способствовали решение коллегии НКВД от 10 мая 1918 г. и "Положение о рабоче-крестьянской охране" от 5 июня 1918 г.

С ухудшением положения в стране, в первую очередь в связи с постоянными нападениями на железнодорожные станции и поезда с продовольствием, 18 февраля 1919 года был опубликован Декрет ВЦИК "Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны" в ведомстве НКВД: "В целях усиления охраны отдельных пунктов и для сопровождения поездов при губернских и уездных управлениях организуются вооруженные отряды железнодорожной милиции…" Одновременно НКВД были переданы войска ВЧК специального назначения, преобразованные 28 мая 1919 года постановлением Совета обороны в войска НКВД ВОХР (внутренней охраны Республики).

Эти войска охраняли особо важные государственные объекты, водные и железнодорожные пути s23-2 сообщения и расположенные на них сооружения, перевозимые грузы, участки снабжения армий, обеспечивали проведение продразверстки, а также привлекались к строительству и к боям на фронтах. Подразделения войск ВОХР существовали при Наркомпроде (продармия), Главсахаре и других государственных комитетах. В сентябре 1919 года войска ВОХР насчитывали 120 тысяч человек, имели в своем составе конницу, пулеметные команды, броневые отделения, артиллерию и даже авиацию.

В январе 1921 года Совет Труда и Обороны постановил передать все войсковые части ВНУС (внутренней службы), "имеющие назначением охрану, поддержание порядка и обеспечение выполнения распоряжений правительства", в т.ч. и войска ВОХР, в военное ведомство. Впоследствии данные войска составили основу для формирования Внутренних войск СССР.

В то же время в городах и селах, на тех объектах, сохранности которых не предавалось государственное значение, положение продолжало оставаться крайне тяжелым. Комитеты рабоче-крестьянской самоохраны со своим делом не справлялись, поскольку формировались из случайных людей, о профессионализме и компетентности которых не могло быть и речи. Охрана никем не контролировалась, была недисциплинированна, имела недостаточное вооружение. Все эти обстоятельства говорили о том, что такая охрана не способна выполнять функции по охране имущества Республики от массовых хищений и разбазаривания народного достояния.

Главное управление Советской рабоче-крестьянской милиции направило во все губернии, в том числе и Астраханскую, циркулярное письмо №8387 от 29 ноября 1919 года за подписью заведующего Главным управлением Советской милиции Васильевым. В содержании этого документа, в частности, было отмечено, что "…от различных учреждений поступают ходатайства, чтобы охрану различных фабрик и заводов, складов и т.п. приняла на себя милиция".

Объединение всех существующих в республике органов охраны промышленных объектов в одну структуру Главное управление Советской рабоче-крестьянской милиции считало определенно необходимым и важным шагом. В связи с этим, Главное управление требовало от Уездной и Губернской милиции с должным вниманием, в самый кратчайший срок, по специальной программе произвести обследование состояния действующей охраны на всех фабриках, заводах, рудниках, а также на государственных складах и других объектах. Документ требовал, кроме предоставления сведений о проведенной работе, сообщить в Главное управление, способна ли Губернская милиция своими силами "… принять всю эту охрану в свое ведение".

Программа обследования включала в себя 11 пунктов. В каждой губернии подлежали учету и дальнейшему изучению все национализированные фабрики, заводы, рудники, текстильные и продуктовые склады и другие государственные промышленные предприятия, на которых была необходима охрана. При этом требовалось выяснить количество работников на этих объектах, количество лиц, задействованных для охраны, принципы и методы организации охраны объекта, в чьем ведении охрана состоит и какова ее расстановка. Подлежало выяснить, каковы взаимоотношения охраны с администрацией объектов, требовалось проанализировать, какие имеются злоупотребления, какие на объектах чаще всего совершаются преступления. Уделить внимание оснащению: какое имеется оружие, его количество и откуда оно поступило, обеспечена ли охрана обмундированием и каков порядок его получения.

Письмо Главного управления и программа обследования были разосланы для исполнения во все уезды Астраханской губернии. Проведенное в том же году обследование всех государственных предприятий дало неутешительные результаты. Местная охрана оказалась недостаточно укомплектована и слабо организована.

В связи с этим 3 марта 1920 года в составе Главного управления милиции РСФСР был образован отдел промышленной милиции, а в губернских управлениях - аналогичные отделения. В мае 1920 года, проанализировав первые результаты работы управления, на межведомственном совещании, проводимом НКВД при участии Наркомвнешторга, Наркомфина и других заинтересованных сторон, было принято решение о необходимости создания на государственных предприятиях отдельных подразделений промышленной милиции. В этом решении было четко определено, что "промышленная милиция… имеет специальную задачу - охрану экономического достояния Республики:… фабрик, складов, учреждений, лесов, совхозов, горных промыслов и т. п."

В адрес начальника Проммилиции постоянно поступали ходатайства, такие, как письмо членов Совета народного хозяйства Астраханского края от 2 декабря 1920 года, в котором заведующий отделом сообщает: "Ввиду неоднократных взломов нашего склада, помещающегося по улице Трусова, район д. Франгулова, настоящим просим Вас поставить к указанному складу ночную охрану".

В фондах Государственного архива Астраханской области хранится множество документов того времени, которые подтверждают, что значительный рост имущественных преступлений был вызван, прежде всего, трудностями с обеспечением продовольствия, нехваткой топлива. Население страдало от голода. В то же время места хранения материальных ценностей постоянно подвергались налетам банд уголовников, процветало воровство и спекуляция.

Промышленная милиция начала готовить для охранной службы профессиональные кадры, обеспеченные всем необходимым, прежде всего - оружием. В результате она оказалась действенным инструментом, существенно сократившим число нападений на те объекты, которые были приняты под наблюдение. Руководители промышленных предприятий быстро оценили достоинства нового подразделения милиции и прилагали все усилия, чтобы передать помещения своих организаций под его опеку.

ВЦИК и СНК РСФСР 1 июня 1921 года принимают Декрет "О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям".

В декабре 1921 г., в связи с переходом к НЭП и существенным сокращением штатов, промышленная милиция была расформирована. Однако многие промышленные и торговые предприятия, не желая оставаться беззащитными, сохранили материальную базу и коллектив охранников, организовав в своем штате ведомственную охрану. В 1922 г. НКВД и ГПУ внесли в правительство РСФСР проект "Положения об организации ведомственной вооруженной охраны государственных учреждений, предприятий и имущества".